Что идет на замену?
Свет в конце тоннеля виден, но слабый. Это среднемагистральный самолет МС-21. Современный, многообещающий и на 97% российский.
Работать над ним в ОКБ им. Яковлева начали еще в 2008 году, а в 2017-м первый МС-21 поднялся в воздух. Правда, с американскими двигателями. К счастью (нет, серьезно, удачно вышло), в 2018-м американцы ввели очередной пакет санкций, и пришлось срочно разрабатывать отечественные моторы. В декабре 2020-го МС-21 совершил первый полет на российских ПД-14. Это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в нашей стране после распада СССР. Такие производят, кроме России, только три страны: США, Франция и Великобритания.

Чем хорош МС-21
В новом МС-21 круто не то, что у него широкий фюзеляж, а то, что он очень легкий: доля углекомпозитных материалов в нем составляет 35%. И большая часть этих материалов приходится на крыло.
По характеристикам он близок к основным конкурентам. Например, его дальность полета в сравнении выглядит так:
- Boeing 737 MAX — 6704 км;
- Airbus A-320 — 6500км;
- МС-21-200 — 6400 км;
- МС-21-300 — 6000 км;
- Boeing 737 NG — 5655 км.
А вот что с пассажировместимостью:
- МС-21-300 — 211 чел.;
- Boeing 737 MAX — 200 чел.
- Airbus A-320 Neo — 195 чел.;
- Airbus A-320 — 189 чел.;
- Boeing 737 NG — 189 чел.;
- МС-21-200 — 163 чел.
Максимальная скорость:
- МС-21-300 — 870 км/ч;
- МС-21-200 — 870 км/ч;
- Boeing 737 NG — 842 км/ч;
- Boeing 737 MAX — 842 км/ч.
- Airbus A-320 — 829 км/ч;
- Airbus A-320 Neo — 828 км/ч.
То есть картина в целом выглядит неплохо. Одна беда, Иркутский авиастроительный завод вряд ли успеет закрыть все потребности страны в самолетах. Даже при условии, что отечественными авиакомпаниями летать мы теперь будем только по своей стране.

Сколько нужно самолетов?
В доковидную эпоху российские перевозчики совершали 3168 внутренних рейсов в сутки. Давай считать, что каждый самолет ежедневно летал туда и обратно. Это получается 1579 рейсов туда-обратно в сутки. Как мы упоминали выше, менее 10% парка российских авиакомпаний составляют иномарки. Когда они выйдут из строя из-за износа запчастей, то есть через пару лет, нам потребуется 1400 новых самолетов. А сколько МС-21 собираются выпустить в обозримом будущем?
В январе 2022 года глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что объем выпуска МС-21 составит:
в 2023 г. — 6 единиц;
в 2024-м — 12 единиц;
в 2025 — 32 единицы;
в 2027-м — 76 единиц.
Что касается Sukhoi Superjet 100, то их собираются делать по 40 штук в год. На фоне таких цифр идеи возродить производство АН-24 и даже АН-2 уже не выглядят курьезными. Железные дороги, знаете ли, не резиновые.